Главная Новости

Асбест: ужесточение условий и разработка европейского законодательства в 2023 г.

Опубликовано: 19.08.2023

Асбест: ужесточение условий и разработка европейского законодательства в 2023 г.

Защита рабочих от рисков, связанных с воздействием асбеста, должна быть усилена новым правовым регулированием, подготовленным Европейским парламентом. Новые правила по асбесту значительно снижают существующие предельные значения и в соответствии с последними техническими разработками устанавливают более точные способы измерения уровней воздействия. Давайте подробнее рассмотрим развитие европейского законодательства и нового законодательства.

Хотя асбест был запрещен в Европейском союзе почти два десятилетия, он по-прежнему представляет угрозу из-за присутствия в старых зданиях. Поэтому депутаты Европарламента предложили новые правила, которые рекомендуют сначала снизить максимальное значение воздействия до 0,01 респирабельных асбестовых волокон (в.в.) на см3, что по сравнению с текущим пределом в 0,1 в.в.в. на см3десятикратное сокращение, и после переходного периода продолжительностью до шести лет государства-члены должны будут внедрить новый метод измерения уровней воздействия асбеста, электронную микроскопию (ЭМ), которая более чувствительна, чем используемая в настоящее время фазово-контрастная микроскопия (ФКМ), и позволяет измерять тонкие (до 0,02 мкм) асбестовые волокна.

Новые измерения и более жесткие меры

После внедрения соответствующей электронной микроскопии у государств-членов будет два варианта:

  • будут измеряться либо тонкие (до 0,02 мкм) асбестовые волокна, при этом максимальное предельное значение воздействия (PEL) останется равным 0,01 волокна на см3
  • или волокна шириной от 0,2 мкм будут измеряться/оцениваться/подсчитываться, снижая максимальное предельное значение воздействия (PEL) до 0,002 волокна на см3

Согласно новым европейским правилам, компании, планирующие проводить работы по сносу или удалению асбеста, должны будут переводить разрешения от национальных властей. В отчете также говорится, что работодатели также должны будут принять меры для выявления материалов, потенциально содержащих асбест, прежде чем начинать снос или ремонтные работы в помещениях, построенных до запрета штата на использование асбеста. Они могут сделать это, например, получив эту информацию от владельцев зданий или от других людей, которые ищут другие источники информации, такие как реестры. Рабочие, которые подвергаются или могут подвергаться воздействию асбеста, должны, в соответствии с минимальными требованиями, изложенными в соответствующей директиве, носить соответствующие средства индивидуальной защиты и пройти обязательное обучение.

Внедрение государственных реестров и других предлагаемых процедур

Государства-члены Европейского Союза должны вести регистры всех случаев врачебно диагностированных профессиональных заболеваний, связанных с асбестом (они также предусмотрены в проекте директивы), и соблюдать предложенные правила в рамках охраны здоровья населения. По словам инициаторов, согласованные положения помогут, среди прочего, в реализации европейского плана по борьбе с раком и предотвращению случаев рака, связанных с профессиональной деятельностью.

«Известно, что вдыхание асбестовых волокон, рассеянных в воздухе, вызывает очень серьезные заболевания, такие как рак легких, и первые симптомы болезни могут проявиться только через много десятилетий. Воздействие асбеста по-прежнему является одним из самых опасных рисков для здоровья, которым подвергаются на работе многие граждане ЕС. Соглашение приводит правила о предельных значениях воздействия в соответствие с прогрессом, достигнутым в методах измерения, что означает гораздо более высокий уровень защиты для работников», — заявила Паулина Брандберг, министр Швеции по вопросам гендерного равенства и заместитель министра Занятость, намечая путь вперед.

Послам стран-членов в Евросоюзе будет предложено как можно скорее одобрить намеченное соглашение (его начали обсуждать во время французского председательства в ЕС). Затем формулировка рассматриваемой директивы будет подвергнута правовому и лингвистическому пересмотру и затем будет принята министрами на одном из предстоящих заседаний Совета. После принятия у государств-членов будет два года, чтобы ввести новое максимальное предельное значение воздействия 0,01/0,002 волокна на см3и шесть лет, чтобы ввести уровни измерения воздействия асбеста в рабочее место с помощью электронной микроскопии. Директива будет регулярно обновляться, чтобы идти в ногу с научно-техническим прогрессом.

В настоящее время для подсчета количества вдыхаемых асбестовых волокон используются два принципа:

  • ПКМ – так называемый фазово-контрастный метод, обладающий меньшей чувствительностью и «умеющий» р.а.в. толщиной от 0,2 мкм.
  • ЭМ – электронная микроскопия, вариант СЭМ и ТЭМ (сканирующая электронная микроскопия, которая «может делать» Р.В.В. от толщины 0,02 мкм и просвечивающая электронная микроскопия, которая «умеет» Р.А.В. от толщины 0,05 мкм)

„Аккредитованные рабочие места в Чешской Республике используют исключительно электронную микроскопию с 2014 года. Необходимо будет только в соответствующем законодательстве определить требования к минимальной ширине номинального респирабельного волокна», — добавляет Богумил Котлик из Государственного института здравоохранения (SZÚ), а затем оценивает предлагаемые изменения в отдельном блоке..

Действующее законодательство

  • Директива Европейской комиссии 1999/77/ЕС – запрет на размещение на рынке продуктов и веществ, содержащих асбест;
  • Директива ЕС 2009/148/EC о защите работников от рисков, связанных с воздействием асбеста на работе
  • Закон № 258/2000 Сб. об охране общественного здоровья – Отчетность о работе с асбестом;
  • Закон № 167/2023 Сб. об охране общественного здоровья, вносящий поправки в Закон № 258/2000 Сб. утвержден в июне текущего года с введением в действие с 1 июля 2023 г. Исключением являются положения пунктов 2–6 статьи IV и статьи V, вступающие в силу с 1 января 2024 г., статьи VI, вступающей в силу с 23 октября, 2023 г., и статьи VII, пункты 3–8 и 10, которые вступают в силу с 1 января 2025 г.
  • Указ № 394/2006 Сб. – определение эпизодической и кратковременной работы с асбестом;
  • НВ № 361/2007 Сб. – постановление правительства, устанавливающее условия охраны здоровья на производстве;
  • Указ № 432/2003 Сб. – требования к отчетности по работам с асбестом, категорирование;
  • Указ № 294/2005 Сб. — утилизация отходов, содержащих асбест (методические указания на сайте Минприроды)

Как вы оцениваете новые европейские правила и реальность такого соглашения в чешских условиях?

РНДр. Богумил Котлик, доктор философии.

Государственный институт здравоохранения (ГЗУ), заведующий кафедрой гигиены воздуха

Поправка к директиве основана на исходном тексте директивы ЕС 2009/148. Изменения по сравнению с исходной версией включают в себя большое количество положительных шагов:

  • приоритизация удаления асбеста или асбестосодержащих материалов по сравнению с другими формами обращения с асбестом
  • расширение требований к обучению работников, охране труда, процессам дезактивации
  • снижение предела рабочей среды и введение более чувствительных методов чтения радиоволн в обязательном порядке.
  • включая пассивное воздействие
  • хотя приведена следующая формулировка: «Период отбора проб должен быть таким, чтобы репрезентативное воздействие за восьмичасовой отчетный период (одну смену) можно было установить путем измерения или расчетов, взвешенных по времени,» относительно так называемой «резиновости», здесь также появляется термин «репрезентативность выборки».
  • требование § 11 можно признать существенным: «Перед началом работ по сносу, ремонту или ремонту в помещениях, построенных до вступления в силу национального запрета на использование асбеста, работодатели должны принять все необходимые меры для выявления материалов, подозреваемых в содержащие асбест, в том числе путем получения сведений от собственников помещений или других работодателей, а также из иных источников информации, в том числе из соответствующих реестров. Если такая информация недоступна, работодатель должен организовать проверку наличия асбестосодержащих материалов квалифицированным работником в соответствии с национальными законами и практикой и получить результаты этой проверки до начала работы. Работодатель обязан предоставить другому работодателю по его требованию и исключительно в целях исполнения обязательства, предусмотренного абзацем первым, все сведения, полученные в ходе вышеуказанной проверки." Это связано с созданием соответствующих реестров..
  • усиление давления на компании § 15: «Компании, намеревающиеся выполнять работы по сносу или удалению асбеста, должны получить разрешение компетентного органа до начала работ. С этой целью они должны представить этому компетентному органу как минимум доказательство соответствия требованиям статьи 6 и сертификат о прохождении обучения в соответствии со статьей 14 и Приложением Ia." I компетентным органам: «Государства-члены публикуют список компаний, получивших разрешение в соответствии с пунктом 1, в соответствии с национальными законами и обычаями».
  • Требования контроля ужесточаются: «Государства-члены должны вести реестр всех случаев медицинских диагностированных профессиональных заболеваний, связанных с асбестом».

Кое-что, к сожалению, осталось:

  • институт кратковременной работы с асбестом

Вышеуказанные шаги, несмотря на то, что некоторые вступят в силу только через 6 лет после утверждения директивы, можно только приветствовать. Нынешняя проблема Чехии - не приборостроение, оно уже более 5 лет отвечает "новым" требованиям. Проблемой в нашей стране является отсутствие реестров, в том числе реестра появления асбестовых материалов хотя бы в общественных зданиях, частичное злоупотребление институтом кратковременной работы с асбестом, а возможно и очень скудная сетка для отлова работников по профессии и по незнанию подвергались воздействию асбеста (особенно в зоне возможного воздействия до 1989 г.). Это включает в себя несуществующие в настоящее время национальные правила профессиональной компетентности компаний, выполняющих восстановительные и сносные работы, и, несмотря на достигнутую аккредитацию групп отбора проб и измерений, унифицированные правила, которые обеспечили бы взаимную сопоставимость результатов лабораторий. Впереди у нас еще много работы, дискуссий и переговоров. И если кому интересно обсуждение, предлагаю вопрос: Что сравнивать с установленным лимитом? Значение так называемого простого числа или верхней границы (95%) доверительного интервала, оцениваемого по распределению Пуассона. А почему?

rss